Куклотерапия в воспитании и лечении детей

Основы куклотерапии Куклотерапия — одно из направлений арттерапии, метод лечения с помощью кукол и театрализованных игр. Все дети любят играть. В детстве кукла для ребёнка является партнером в общении, играя с ней, он формирует идеальные, по его мнению, модели поведения, подспудно проигрывает разные роли, даёт выход потаенным эмоциям. На этом и основывается куклотерапия — через игру корректируются отклонения в поведении ребёнка, снимается эмоциональное напряжение, происходит лечение психических заболеваний. Однозначного мнения о том, кто является родоначальником куклотерапии, не существует. Многие считают таковым американца Якоба Леви Морено, создавшего специальный лечебный театр, который был назван им психодрамой. Позже куклотерапию стали практиковать в Европе. На просторах Советского Союза её стали использовать в лечении детей только с года на основе методики Медведевой И. Куклотерапия в психологии Возможности куклотерапии как метода психологической коррекции в настоящее время трудно переоценить. Она является эффективным средством не только коррекции самых разных поведенческих недостатков:

Куклотерапия (часть 5). Теневые куклы в психотерапии

Этапы драматической психоэлевации Работа с куклами начинается уже на этапе диагностики. Перед ребёнком раскладывают куклы: Уже сам выбор игрушки может о многом рассказать. Если ребёнок выбирает зайчика, можно заподозрить у него страхи, особенно если он про них не говорит. Если выбирает волка- можно предположить проявление агрессивности, непонятную фигуру с глазами часто выбирают расторможенные психопаты.

Когда выбор сделан, с куклой на ширме разворачивается диалог.

МЕТОД КУКЛОТЕРАПИИ В КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ, ИМЕЮЩИМИ Пропедевтика страхов и отрицательных эмоций.

С куклой ребенок быстрее и легче овладевает навыками общения — с игрушкой легче разговаривать. Куклами сейчас лечат заикание. Для укрепления внутрисемейных отношений рекомендуется использовать театр марионеток. Становление психосексуальной идентичности мальчиков и девочек. Чаще используются куклы теневого театра, но неплохие результаты дает работа и с пальчиковыми куклами. Дети и взрослые, страдающие различными заболеваниями этого типа например, церебральным параличом , с помощью кукол в процессе репетиций кукольных представлений постепенно реабилитируются.

Поиск внутренних механизмов сопротивления болезни. Люди издавна верили, что кукла обладает таинственной мистической силой и сверхъестественными способностями. Они использовали кукол в обрядах изгнания болезней. После этого куклу сажают в бумажный кораблик и пускают в плавание. Со временем кораблик размокает, и кула вместе со всеми болезнями человека тонет. Аналогичные обряды есть и у народов России. Существует легенда о том, что однажды зимой в крестьянской семье, жившей в лесной избе, заболел ребенок.

Мальчик угасал и все спрашивал, когда придет лето.

Задание для самостоятельной работы Всего: Отзывы Годонюк Арина Сергеевна г. Сочи, психолог Мое общее впечатление об учебной программе можно описать следующими словами: Интересны и полезны были все темы курса.

Куклотерапия в помощь детям в книжном магазине Книга Плюс с доставкой по России. Выгодная цена на книгу Татаринцева А.Ю. Детские страхи.

Основное средство — разнообразная игровая деятельность, которая повышает общий уровень переживаний ребенка, помогает ему установить доверительные отношения с учителем, другими взрослыми, сверстниками. Положительные эмоциональные состояния, возникающие у детей в процессе специально организованных ситуаций успеха, закрепляют потребность в переживаниях счастья, радости, удовольствия от игры и общения. Метод не является специфичным для коррекции страхов. Однако улучшение состояния эмоционально-мотивационной сферы личности ребенка снижает опасения, тревожность, боязнь чего или кого-либо.

Метод, специфичный для коррекции эмоциональных нарушений, связанных с нарушением личностного развития. Этот же механизм позволяет получить и обратный результат.

Куклотерапия как эффективный метод реабилитации детей с нарушениями развития.

Как правило, подготовительная часть начинается с упражнений, направленных на развитие внимания. К такого рода упражнениям относятся: Вся группа повторяет за одним из ее участников обычное гимнастическое упражнение, отставая от ведущего на одно движение. Один из участников группы начинает действие с воображаемым предметом таким образом, чтобы это действие можно было продолжить. Участники группы разбиваются на пары и по очереди повторяют движения своего партнера.

Другой вид упражнений направлен главным образом на снятие напряжения и состоит из простейших движений, к примеру,"Я иду по воде""Я иду по горячему песку","Спешу на работу","Возвращаюсь с работы","Иду к врачу","Иду на занятие группы" и т.

Куклотерапия может использоваться в разных направлениях психотерапии: психодраме, игротерапии, сказкотерапии и арт-терапии.

Это частный метод арттерапии. В качестве основного приема коррекционного воздействия используется кукла как промежуточный объект взаимодействия ребенка и взрослого психолога, воспитателя, родителя Ребенок, познавая реальный мир, его социальные связи и отношения, активно проецирует воспринимаемый опыт в специфическую игровую ситуацию.

Основным объектом такой социальной проекции достаточно долгое время являются куклы. Куклотерапия широко используется для разрешения интра- и интерперсональных конфликтов, улучшения социальной адаптации, при коррекционной работе со страхами, заиканием, нарушениями поведения, а также для работы с детьми, имеющими эмоциональную травму. Любимая игрушка"участвует" в постановке спектакля, сюжет которого является травмирующим для ребенка, попадает в страшную историю и успешно с ней справляется.

По мере разворачивания сюжета эмоциональное напряжение ребенка нарастает и, достигнув максимальной выраженности, сменяется бурными поведенческими эмоциональными реакциями плач,. Возможны индивидуальная и групповая формы куклотерапии. Куклотерапия популярна как в зарубежной Ф. Зимбардо, , так и в отечественной практике коррекционной работы И. Захаров, ; А Спиваковская, , и др. Игра с куклой - это тот мир реальности, в котором живет ребенок. Куклотерапия позволяет объединить интересы ребенка и коррекционные задачи психолога, дает возможность самого естественного и безболезненного вмешательства взрослого в психику ребенка с целью ее коррекции или психопрофилактики.

Используется этот метод в целях профилактики дезадаптивного поведения.

КУКЛОТЕРАПИЯ

Простая, незамысловатая игрушка в виде куклы таит в себе невидимую силу, способную коренным образом изменить привычную жизнь взрослого человека. Идея отождествления себя с куклой, прообразом и миниатюрой человека, легла в основу куклотерапии. Ее истоки можно найти в психодраме Якоба Леви Морено, основателя лечебного театра, в котором проигрывались травмирующие ситуации пациентов.

Еще в древние времена куклы будоражили сознание людей: До сих пор, у многих людей, глядя на кукол, невольно возникает чувство восхищения и неподдельного страха одновременно.

Куклотерапия как метод основан на процессах идентификации ребенка с со страхами, заиканием, нарушениями поведения, а также для работы с.

Войцехович Игрушка — предмет, служащий для забавы и развлечения, одновременно являющийся средством психического развития ребенка. Чтобы развитие ребенка было своевременным и всесторонним, игрушки необходимо тщательно отбирать. Человечество веками отбирало игрушки, которые наилучшим образом соответствовали бы возможностям ребенка определенного возраста и связанного с ним физического и психического развития. Назначение игрушек можно рассматривать в соответствии с ведущими деятельностями, которые определяют особенности психического развития ребенка.

В младенчестве это общение и манипулирование; в раннем возрасте — общение, предметная деятельность и замещения; в дошкольном возрасте — общение, сюжетная игра и замещения. Каждый последующий возраст имеет свой особый интерес к игрушке. Особое место среди игрушек занимают куклы и изображения животных — мишки, зайцы, обезьяны, кошки и др. В раннем возрасте ребенок выполняет те действия, которые ему показывает взрослый:

«Куклотерапия», как эффективный метод работы с детьми по формированию психологического здоровья.

Обогащение представления об окружающем мире. Развитие двигательной сферы, в том числе мелкой моторики. Активизация и развитие речи. Пропедевтика страхов и отрицательных эмоций. Приветствие может быть личностно-ориентированным адресованным каждому участнику занятия, для выделения его значимости и обращенным ко всей группе объединяющим детей в единой целое , что способствует формированию чувства принадлежности к группе.

Подать заявку на участие в программе Куклотерапия в работе со страхами.

Актуальность Страх - это первое базовое чувство, возникающее у человека. Это одна из первых эмоций, испытываемых новорождённым младенцем. В той или иной мере страх знаком всем. Но некоторые дети, тревожные, впечатлительные, ранимые, чересчур зависимые, испытывают его в такой степени, что это превращается в настоящую драму. Многие современные педагоги и психологи Т. Алексеева отмечают увеличение таких детей в наших детских садах. Детские страхи - это та проблема, с которой рано или поздно сталкивается почти любой родитель и воспитатель, с которой приходиться работать практически любому детскому психологу.

В нашем детском саду, ежегодно выявляются дети, с большим количеством страхов. С этой проблемой обращаются родители и педагоги.

НОЧУ ДПО"ШППБ". Сказкотерапия